Главная/Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Нормативные документы к текущей странице: 

Федеральный уровень:

Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении ФГОС ДО" № 1155 от 17.10.2013
anime-linii-781
Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
anime-linii-781
Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 года № 01-52-22/05-382 "О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО"
anime-linii-781
План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 31.12.13 Н.В.Третьяк.

anime-linii-781Методические рекомендации  "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич
anime-linii-781
Методические рекомендации по составлению образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО
anime-linii-781 
Методические рекомендации по испльзованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в дошкольной организации
anime-linii-781
Видеоматериалы о введении ФГОС ДО 

5101353

ФГОС ДО

5101353

Вебинар "О реализации принципов ФГОС ДО при органицации предметно - развивающей среды и выбое форм и методов в работе с детьми"

Уровень ДОУ:

104

Дорожная карта

47fe41dc06caba12c8b5d74b236f822f

Мониторинг ФГОС по состоянию на 01.10.2014 года 

47fe41dc06caba12c8b5d74b236f822f

Мониторинг ФГОС по состоянию на 01.02.2015 года

47fe41dc06caba12c8b5d74b236f822f

Мониторинг ФГОС по состоянию на 01.01.2016 года

Перечень интернет ресурсов, освещающих вопросы введения ФГОС ДО:

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает пользоваться самыми разными источниками, из которых можно получить важную инфор­мацию, разъяснения и уточнения по вопросам организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Надеемся, что данный перечень вам помо­жет:
Министерство образования и науки Рос­сийской Федерации
(нормативные документы);
Федеральный институт развития образования 

(методические материалы, примерные основные образовательные программы, мониторинг ФГОС ДО);
Департамент образования города Москвы
(нормативные документы, организационно-информационное сопровождение);

Сайт официальной площадки Министерства образования и науки Российской Федерации
(информационно - методическое соповождение);
Издательство "Просвещение"
(аудиокурсы, видеоролики, вебинары);
Издательство "Учитель"
(методическая литература)
anime-linii-781 

 Сегодня появился новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости. Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый  стандарт представляется нам как уникальное соглашение между семьей и государством.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

В первую очередь, это:

  • расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
  • обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
  • минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
  • приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • развитие вариативных образовательных программ поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
  • разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;
  • соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?

            Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт может быть разнообразным?

          Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. 

Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?

         Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества. 

А как быть, если кто-то из родителей будет не согласен с предложенным государством видением детства?

        Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь такие риски, а тут осторожно - мины. Все эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали такие наглые, в хорошем смысле, дерзкие? Я тысячу раз привожу простой пример, который стал шоком в моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина ребенку, он приставил свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2,5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт. Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству.