Чем заменить физические наказания?
Я как-то раз участвовала в телемосте между университетом, где я учусь, и немецкой службой психологической помощи детям, которые подвергаются насилию в семье. Одна из участниц с нашей стороны задала вопрос, и я подумала, что он не мог прийти в голову европейцу. Она хотела уточнить, где германские коллеги проводят грань между насилием и ненасилием. Собеседник на том конце провода (к моему облегчению) не понял сути ее вопроса. Для него любое принуждение ребенка — это насилие над личностью. И неважно, физическое оно или психологическое.
В России же идут споры, можно бить детей или нет. При этом многие люди не считают шлепок по попе чем-то из ряда вон выходящим. Но, к счастью, в наше время все больше мам и пап понимают, что физические наказания неполезны, и даже вредны. Во многих «цивилизованных» странах рукоприкладство по отношению к детям запрещено законодательством, будь то подзатыльник или шлепок. Наша власть пока не дошла до понимания факта, что бить детей вредно; а может быть, у них руки не дошли. При этом все больше людей готовы отказаться от физических наказаний в пользу осознанного воспитательного процесса.
Тут-то и начинаются сложности. Дело в том, что в нашей культуре не наработаны методы воспитания без применения насилия. Раньше вопрос наказаний решался просто: розги или ремень, вот и все дела. Прадеды пороли дедов, деды — отцов, отцы — сыновей. Поэтому современным родителям подчас кажется, что другого выхода нет или бывает довольно сложно придумать, как остановить нежелательные действия ребенка без применения физического наказания.
В психологии есть понятие «паттерны поведения» (набор стереотипных поведенческих реакций). У каждого они свои, часто они повторяются в пределах одной семьи: дети повторяют поведение родителей. То, что мы получили в детстве от родителей, откладывается в сознательном и бессознательном. Даже если человек говорит, что «никогда не будет поступать, как его родители», то это совершенно ничего не значит. Реализация паттернов происходит как бы без участия человека. В таких ситуациях люди часто говорят, что ничего не могут с собой поделать. С этим можно работать, желательно прибегнуть к помощи психолога. Когда нет такой возможности, то нужно заранее продумать возможные варианты поведения в кризисной ситуации, когда от родителя требуется быстрое реагирование на поведение ребенка.
Выход всегда есть. Чтобы его найти, важно понять: нежелательное поведение ребенка всегда есть результат воспитания (или его отсутствия). Поэтому не имеет смысла бить ребенка за свои же ошибки или недосмотр.
Чем же можно заменить физические наказания?
Оговоримся сразу: менять физическое насилие на психологическое мы не будем.
- Поощрение. Чаще всего мы, родители, замечаем только «нехорошие поступки» ребенка, а достижения — принимаем как нечто само собой разумеющееся. Таким образом, мы подкрепляем нежелательное поведение, реагируя на него эмоционально. Потому что если мама (папа) явно реагирует на какое-то действие, значит это важно. Поэтому рекомендуется нежелательное поведение игнорировать (либо реагировать на него как можно более спокойно), а желательное поведение замечать и обязательно отмечать. Чем ребенок младше, тем это актуальнее. Похвала должна быть искренней. Не стоит хвалить ребенка за то, что ему дается без труда. Хвалите не ребенка, а поступок. Слова «молодец», «умница» и пр. не работают.
- Тайм-аут или передышка. Дети часто не могут остановиться, если они перевозбудились, т.к. у них незрелая нервная система и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому очень действенным способом остановить «разогнавшегося» ребенка является тайм-аут. Этот способ довольно популярен на западе. У нас он тоже применяется (когда ребенка сажают на стульчик), только в качестве наказания. На самом деле такой перерыв не должен восприниматься ребенком как наказание, а как возможность успокоиться, подумать, передохнуть. Если ребенок вас не слышит, делает наперекор, не может успокоиться, вы усаживаете его на несколько минут «отдохнуть и успокоиться» (обычно минуты считают по количеству лет ребенка). В это время вы не разговариваете, ничего не внушаете, не ругаетесь.
- Позволить ошибиться. Иногда стоит дать ребенку возможность получить бесценный опыт. Например, если вы предупредили его не мучить кошку, а он не послушался, то кошка может его поцарапать. Если он не внимает вашим словам, пусть у него будет возможность убедиться в вашей правоте. В конце концов, ничего страшного, если кошка разок его оцарапает.Таким образом он будет учиться тому, что действия имеют последствия. Кроме этого ваш родительский авторитет будет расти. Естественно, это не относится к ситуациям, когда присутствует риск для жизни.
- Доска достижений. Мы с коллегой применяли этот способ в подготовительной группе детского сада. За каждое положительное достижение ребенку вручалась карточка зеленого цвета, а за проступок — красного. В конце недели карточки подсчитывались (одна красная «гасила» одну зеленую), и по количеству зеленых карточек вручался приз. Приз вы можете придумывать сами, исходя из того, что нравится вашему ребенку. По опыту могу сказать, что этот метод хорошо работает, потому что дети видят результаты своего поведения, и это позволяет им себя лучше контролировать.
- Лишение удовольствий. Этот метод широко используется. Например: «раз ты не сделал уроки, то не будешь смотреть телевизор» или «не помыл посуду — не идешь в гости к другу». Такое наказание не должно применяться слишком часто и должно быть соразмерным. Также оно не должно быть растянутым во времени.
Есть ли другие способы коррекции поведения, которые можно применять вместо физических наказаний? Конечно же есть! Я буду очень рада и признательна, если вы поделитесь, какие способы применяете по отношению к своим детям.