Защита прав детей

imeju_pravo_na
"
Уважайте в себе и
                                                                                     других людях 
                                                                                     человеческую личность"
                                                                                                         Д. Писарев

    Детство это важный этап в жизни человека и  главной задачей для взрослых людей является подготовка детей к полноценной жизни в обществе.  Поэтому мы хотим содействовать тому, чтобы наши дети знали и умели отстаивать свои права и интересы, укрепив тем самым, их способность к социализации и раскрытию творческого  потенциала.

   Ребенок, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, является самостоятельным субъектом права, имеющим права отличные от прав взрослых. Это обуславливает необходимость введения особых механизмов защиты прав ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка призван стать таким независимым механизмом контроля за реализацией прав детей.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Петрович Лукин

Официальный сайт по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Юрьевна Кузнецова  

Официальный сайт уполномоченного при президенте по правам ребёнка 

«ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА  МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА»

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и со­циализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовныеценности человека, возможно, сохранить только в семье, а пере­дать их - только через детей.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которо­го ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полно­ценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое вос­питание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.

Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к при­оритетным стратегическим задачам экономической и социаль­ной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.

Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от ро­дителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к не­му и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвен­цию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые рас­крывают права каждого человека от рождения до 18 лет на вы­живание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гаран­тии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, воз­можность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятымнормам международного права.

Семейный кодекс РФ (ст. 63) предусматривает, что родите­ли не вправе причинять вред физическому и психическому здо­ровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уни­жающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.

Нарушением прав ребенка считается:

•    Лишение свободы движения.

•    Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного кодекса РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанно­стей по воспитанию несовершеннолетнего).

•    Применение физического насилия к ребенку.

•    Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, выска­зывания в адрес ребенка - воспитывает в ребенке озлоблен­ность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, зани­жение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.

•    Угрозы в адрес ребенка.

•    Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

•    Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебреже­ние его нуждами.

•    Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

•    Отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и роди­тели целиком полагались на детский сад и школу, то в настоя­щее время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 63) оговарива­ются права и обязанности родителей по воспитанию и образова­нию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здо­ровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ре­бенка. Обеспечение интересов детей является предметом основ­ной заботы родителей.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страда­ли от негативных последствий. В слабых руках малышей - наше с вами будущее, наш завтрашний день.

Правовой статус несовершеннолетних детей  
(с рождения до восьми лет)

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

Необходимые знания,умения, навыки
для реализации прав, ответственности

1

2

3

С рож­дения

•    Право на жизнь (ст. 6 Кон­венции ООН о правах ребенка, ч. 1, ст. 20 Конституции РФ).

•    Право на имя (ст. 7 Кон­венции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

•    Право на всестороннее раз­витие и уважение человече­ского достоинства (ст. 27Конвенции ООН о правах ребенка)

С детского сада -необходимость зна­ний о международных и российских доку­ментах о правах де­тей, человека, их ос­новное содержание

С рож­дения

•     Право на защиту своих прав и законных интересовродителями, органами опеки и попечительства, прокуро­ром и судом.

•     Право на самостоятельное
обращение в орган опеки и
попечительства за защитойсвоих прав,

•    Право быть заслушаннымв ходе любого судебного или
административного заседания
(ст. 3 Конвенции ООН о правахребенка, ст. 56, 57 Семейногокодекса РФ)

С начальной школы -необходимость зна­ния органов по защи­те прав ребенка, их компетенции; навыки обращения к ним за защитой своих прав; знание основ процес­суального законода­тельства

С рож­дения

• Право жить и воспиты­ваться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 Семей­ного кодекса РФ)

С начальной школы - необходимость зна­ний основ семейного права, наследственно­го права

С рож­дения

• Право на гражданство

(ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость зна­ния основ законода­тельства РФ о граж­данстве и правовом статусе иностранных граждан

С рож­дения

• Право на пользование наи­более совершенными услуга­ми системы здравоохранения и средствами лечения болез­ней и восстановления здоро­вья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка)

С детского сада - необходимость зна­ний основ граждан­ского законодательст­ва, с начальной шко­лы - законодательства о защите прав потре­бителей

С рож­дения

•     Право на отдых и досуг.

•     Право на всестороннее уча­стие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).

•     Право на защиту от эконо­мической эксплуатации
(ст. 32 Конвенции ООН о пра­вах ребенка)

С детского сада - не­обходимость знаний основ законодатель­ства об охране здоро­вья

С рож­дения

•  Право на защиту от неза­конного употребления нарко­тических средств и психо­тропных веществ и использо­вания в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Кон­венции ООН о правах ребенка)

С детского сада - необходимость сани­тарно-гигиенического образования. С начальной школы - знаний основ админи­стративного и уго­ловного законода­тельства об ответст­венности за изготов­ление, распростра­нение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность

С рож­дения

• Право на защиту от сексу­альной эксплуатации

(ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С детского сада - не­обходимость сани­тарно-гигиенического образования. С на­чальной школы - зна­ний основ админист­ративного и уголов­ного законодательст­ва об ответственности за противозаконные действия сексуально­го характера

С рож­дения

 

• Право на защиту от похи­щения, торговли или кон­трабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С детского сада - знания о защите прав ребенка

С 6 лет

• Право на образование. Обязанность получить основ­ное образование (ст. 43 Кон­ституции РФ)

С детского сада - необходимость зна­ний об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования, о гаран­тиях государства на получение образо­вания

С 6 лет

•   Право на совершение мел­ких бытовых сделок (ст. 28 ГКРФ)

С начальной школы - необходимость зна­ний основ граждан­ского законодательст­ва, основ законода­тельства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг